История Автово
- Сегодня Автово – неотъемлемая часть нашего города – Санкт-Петербурга. Но так было не всегда.
Автово – одно из старейших поселений нашего края. Уже в ХIII-ХV веках за эти земли шла борьба между Новгородом и Швецией. По Столбовскому миру со Швецией (1617) приневские русские области, которые к этому времени были заселены преимущественно народностями водь и ижора, перешли к Швеции. На копии шведской карты Ингерманландии, сделанной топографом А.И. Бергегейма и составленной по архивным данным в 1676 году (во времена шведского владения территорией Приневья) на этом месте обозначена деревня под названием Аутово. На шведской же карте 1699 года эта деревня именуется Ауктова.
В 1703 году в 10 верстах от этой деревни был заложен Санкт-Петербург. А через несколько лет рядом с деревней пролегла дорога, связавшая Санкт-Петербург с загородной резиденцией Петра I – Петергофом. Рядом с деревней Автово, по левой стороне Петергофской дороги, появилась деревня Ямская Слобода. В 1776 году недалеко от этой деревни на берегу реки Красненькой возникло кладбище Красненькое.
В 1801 году состоялся перевод Кронштадтского Казенного чугунолитейного завода в район реки Емельяновки. В 1868 году завод купил у казны морской офицер Николай Иванович Путилов, чьи заслуги в сооружении Морского канала (1874 – открытие 15 (27) мая 1885 года) и нового Морского порта в Петербурге неизмеримы. Названный его именем Путиловский завод в 1887 году построил Путиловские верфи и приступил к строительству миноносцев, а в ноябре 1912 года было открыто самостоятельное предприятие Судостроительный завод Путиловские верфи (ныне «Северная верфь»). В 1891 году на пустыре у Путиловской верфи (ныне завод «Северная верфь») состоялась первая в России революционная маевка. Наводнение 1824 года нанесло огромный ущерб деревням Автово и Емельяновке, которые были сметены водой. Жертвы наводнения погребены на Красненьком кладбище в братской могиле. Знаменитый русский зодчий В.П. Стасов разработал проект строительства новой деревни Автово. Застройка 1824 года сохранялась в Автово и Емельяновке до конца 1930-х годов.
К концу 19 века за Нарвской заставой сложился рабочий район, частью которого стало Автово. Центральным стержнем района осталось Петергофское шоссе. В начале 1890-х годов Петергофское шоссе в двух местах пересекла Окружная железная дорога, которая связала Путиловский завод через Автово и Пущино с северной частью морского порта и Балтийской железной дорогой. Она явилась границей города. В ту пору от Петергофского шоссе отходили улицы и переулки. Улицы часто кончались либо огородами, либо пустырем, либо упирались в болота.
В 1906 году была сооружена Путиловская церковь. До 1917 года Автово не входило в черту Санкт-Петербурга (Петрограда). Лишь в февраля 1917 года Автово вошло в черту города в составе Петергофского участка Нарвской части. В дальнейшем названия и территории административных районов города, в которые частично или полностью входило Автово изменялись следующим образом. 25 июня 1919 – июль 1922 – Нарвско-Петергофский район. Июль 1922 – июль 1930 – Московско-Нарвский район. 1930-1934 годы – Нарвский район. С 1934 года – Кировский район.
Жители района Автово приняли активное участие в событиях трех русских революций. В ознаменование революционных традиций Нарвской заставы в 1923 году Петергофское шоссе было переименовано в улицу Стачек, а в 1940 году – в проспект Стачек.
В годы войны деревянное Автово превратилось в пустыри, т.к. дома в блокаду были пущены на растопку, а жителей отселили в центральные районы города. Только в 1945 году началось претворение в жизнь довоенных планов новой застройки Автово, которое включило в себя соседние деревни. В 1955 году между Автово и Площадью Восстания открылась первая очередь Ленинградского метрополитена.
О событиях Великой Отечественной войны напоминают сегодня названия улиц в новом Автово: улица Зенитчиков, улица Зайцева (генерал-майор, участник Гражданской войны и Великой Отечественной войны); улица Маршала Говорова, ул. Маринеско. Воины, павшие в боях за Ленинград в Автово, погребены на Красненьком кладбище. В 1961 году с проспекта Стачек где до начала 20-х годов ходили конки были сняты трамвайные пути, а булыжная мостовая, по которой танки своим ходом отправлялись с Кировского завода к местам дислокации в Горелово и Стрельну была заменена на асфальт.
После реконструкции Автово (1944-1960 года) центром микрорайона стали дворец культуры им. И.И. Газа, Круглая площадь. В 1958 году в честь 40-летия ВЛКСМ площадь переименована в Комсомольскую. В 1968 году на ней был открыт монумент Героическому комсомолу. От Комсомольской площади берет начало Краснопутиловская улица (Кировский завод после революции называли «Красный путиловец»). Краснопутиловская улица протянулась до площади Победы в Московском районе и является началом пути в столицу России г. Москва. От Комсомольской площади в сторону судостроительного завода ОАО «Северная верфь» идет Корабельная улица. После войны границы города расширились и Автово перестало быть окраиной.